«Взрослые в миниатюре»: новейшая история детства в русскоязычном пространстве

Автор: Алена Потапова

«Маме ведь тоже когда-то было шесть лет», – изрёк некогда в новелле «Вмятина» норвежский писатель Юхан Борген. Несмотря на формальную авторитетность фразы взрослого, да ещё и наделённого писательским ресурсом публичного высказывания взрослого, осознать правдивость данного замечания мне, в момент прочтения новеллы подростку, было достаточно непросто. Даже заезженная фраза Сент-Экзюпери о взрослых, которые когда-то были детьми и преимущественно об этом не помнят, находит куда большее внешнее подтверждение в представимом образе абстрактного взрослого, в голове которого в целом есть механизм вспоминания некоторого детства – механизм этот, правда, больше выступает легитимирующим фактором назидательного обращения к детям нынешним, нежели справляется со своей первостепенной задачей возвращения человеку собственного прошлого, от которого он по мере метаморфоз в социальных ролях отказался. Потому совсем уж контринтуитивным действием кажется представление детьми людей, уже ставших к моменту твоего рождения взрослыми, конструировавших лично вокруг тебя «взрослую» действительность. Действительность эта, впрочем, по мере уже твоего собственного взросления начинает вызывать всё больше вопросов, которые при простом принятии факта конструирования противоречивой реальности бывшими детьми скорее усугубляются, нежели отпадают. Отчаявшись навести герменевтический прицел на зыбкий цайтгайст окружающего, я ощутила потребность искать прообразы смыслов современного мне мира в том самом слабо представимом детстве поколений, ставших персонально моими взрослыми.

Основа данного проекта – 22 дневника на русском языке с сайта проекта «Прожито», которые в 1947-2001 гг. вели дети в возрасте 6-16 лет.

Цель проекта: анализ жизненного мира ребёнка в русскоязычном пространстве середины XX-начала XXI века через детские дневники

Задачи:

  • Проанализировать возрастной состав авторов дневников;
  • выявить основные мотивы начала ведения дневниковых записей;
  • исследовать предметно-пространственную и социальную среды жизни детей;
  • охарактеризовать практику детского чтения.

Сетевой анализ возрастного состава авторов дневников

Карта настроения: для каких впечатлений дети заводили дневники?

Среды детства в русскоязычном пространстве: исследование предметно-пространственного и социального миров с применением инструментов текстового анализа

Читательский дневник: таймлайн осмысления литературы в детских дневниках с середины XX века

Источники в лемматизированном виде и ссылки на оригиналы дневников

Обратная связь: ayupotapova@edu.hse.ru