Карта настроения: для каких впечатлений дети заводили дневники?

Инструменты: Конструктор карт ЯндексаGoogle Maps Engine

Говоря о детских дневниках, необходимо рассмотреть, в том числе, причины появления этих дневников. Личный дневник может выступать как инструментом целенаправленной фиксации окружающей действительности, так и механизмом рефлексии, отражения внутренних переживаний. Потому возникает потребность найти место дневников, анализируемых в рамках проекта, в упомянутой выше дихотомии.

Для характеризации впечатлений, которые заставляли авторов начать записи, рассмотрены первые 10 записей в каждом из дневников (если весь дневник содержит менее 10 записей, он рассматривается целиком). В зависимости от наличия/отсутствия ярко выраженных эмоциональных замечаний настроение записи определялось как хорошее, плохое или нейтральное. Общий характер впечатлений, послуживших катализатором для ведения конкретного дневника, выявлялся по преобладающему в проанализированной десятке записей настроению.

Для наглядности результаты проведённого анализа представлены картографической визуализацией с помощью конструктора карт Яндекса:

На карте отмечены места, в которых проживали авторы рассматриваемых в проекте дневников, с привязкой к населённым пунктам. В случае, если в городе проживало более одного автора, осуществляется привязка к точкам города, упоминаемым в профиле автора на сайте «Прожито» или непосредственно по ходу дневника: сделано это исключительно для размежевания разных авторов при сохранении их прикрепления к одному городу. Цвет метки указывает на преобладающее настроение автора в первых 10 (или менее — если записей во всём дневнике менее 10) записях дневника: оранжевый — хорошее, голубой — нейтральное, серый — плохое. Детализация настроения рассматриваемых записей содержится в описании каждой метки — там же можно найти период ведения дневника и ссылку на дневниковые записи.

Отображение дневников на карте позволяет увидеть, что записи с безошибочно определяемым настроением в начале дневников фрагментарны: только у 5 из 22 авторов первые дневниковые записи не оказываются преимущественно нейтральными. Такое распределение позволяет предположить, что чаще дети начинали вести дневники скорее для описания повседневности, нежели в связи со стремлением разобраться в себе, осмыслить проблемы или уникальный опыт личного счастья: впрочем, нельзя исключать вариант, что первые записи всё-таки служили для пробы пера, не раскрывая авторских замыслов целиком, или вовсе создавали некую нейтральную пограничную зону на случай, если мельком проверить детский дневник захочет родитель. Рассеяние на карте единичных дневников с изначально обозначаемыми настроениями отметает возможные домыслы о географическом детерминизме в предрасположенности детей к рефлексии в письменном виде.

Также необходимо подчеркнуть, что суммарно нейтральный характер первых записей в дневнике вовсе не говорит о полном отсутствии в нём выражения авторских эмоций. В подтверждение тому — стихотворение, написанное автором одного из «нейтральных» дневников:

«Наконец пропали стужи

на дворе отмерзли лужи.

сегодня у меня юмористическое настроение

Сегодня у меня юморестическое настроение» (Александра, 7 лет)

Да и записи без ретрансляции личных переживаний едва ли можно назвать ничуть не содержательными. Так, в дневнике подростка из Гатчины, несмотря на отсутствие развёрнутых размышлений об умозрительном, содержатся подробные описания быта, а в особенности — регулярных поездок в Ленинград в 1990-1991 гг. Во избежание обезличивания «нейтральных» дневниковых записей, данная часть исследования дополняется картой с маршрутами, созданными на основе 8 поездок упомянутого автора из Гатчины в Ленинград.
В каждом из маршрутов на карте отмечены места, упомянутые в дневнике. Места сопровождаются выдержками из дневника, приведёнными в описании. Упоминание мелких деталей создаёт чувство причастности к авторской прогулке. Таким образом, даже не касающиеся душевных вопросов записи в детском дневнике способны передавать уникальный личный опыт автора.