Читательский дневник: таймлайн осмысления литературы в детских дневниках с середины XX века

кадр из мультсериала «Moomin» (1969-1970)

Инструмент для создания таймлайна: https://www.sutori.com

Как было выяснено в предыдущей части данного исследования, немалую роль в культурном контексте взросления авторов рассматриваемых нами в ходе проекта дневников играли книги. Этот вывод заставляет внимательнее взглянуть на то, как раскрывается в дневниковых записях детей и подростков их читательский опыт.

В основу работы, принявшей вид таймлайна, легли детские и подростковые дневниковые записи, в которых литературные произведения не просто упоминаются, но подлежат содержательной оценке. На основе каждой записи формируется контекст: даётся краткая справка об упоминаемых литераторах и текстах, а также отмечается наличие на момент создания дневниковой записи советской экранизации для рецензируемого автором дневника произведения. Помещение данных отзывов в хронологический ряд позволяет проследить, когда и какие именно произведения становились объектами детского чтения, а также оценить, влияло ли на восприятие детьми и подростками литературы развитие кинематографического искусства, которое, особенно с учётом появления экранизаций на литературные произведения в том числе, формировало контекст стандартов информационного потребления для процессов формирования детской книжности.

С получившимся таймлайном можно ознакомиться здесь. Кроме текстов и мультимедиа, материал содержит интерактивные элементы — для лёгкого восприятия объёмного текста и большей читательской вовлечённости в тему.

Спойлер, он же вывод: детское восприятие литературы зачастую отличается расстановкой акцентов, не обусловленной насмотренностью относительно оценок, данных книге в более широком, «взрослом» читательском дискурсе. Так, например, в произведении, осмысляющем проблему социального расслоения, один ребёнок-рецензент подмечает эстетичность брачных практик в дворянских кругах. Более неожиданным стало заключение о том, что обнаруженная подборка детских отзывов о книгах не позволяет однозначно проследить гендерное разделение ни в подборе литературы для личного чтения, ни в акцентах на определённых содержательных элементах: читателям одинаково интересны мотивы любви и индивидуальной экзистенции, героизма и приключенческого задора.

Приятного чтения!