Занавес «Русских сезонов» в парижском театре Шатле
Автор: Дарья Кетова, И-1-20
Аннотация:
«И что же вы, уважаемый, здесь делаете?»
Так спрашивал король Испании Альфонсо о роли импресарио в Русских сезонах, когда однажды встретился с Сергеем Дягилевым. Дягилев отвечал: «Мы с вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю, я ничего не делаю, но без меня не обойтись».
В действительности Сергей Дягилев был создателем идеи «Русских сезонов» и творческого объединения «Мир искусства». Но только ли создателем? Что именно мы должны вложить в понятие «импресарио», и как по этапам безумная идея о продвижении «русского балета» в Европе становится неотъемлемой частью культуры Серебряного века в России и европейской культуры начала XX столетия?
Портрет Сергея Дягилева кисти Леона Бакста (одного из ключевых художников для «Русских сезонов»)
В работе с помощью методов Digital Humanities отображается роль Сергея Дягилева в культурном феномене «Русских сезонов» и популярность «Русских сезонов» со времени их создания и до нашего времени (анализ текстов), с помощью карты мы обозначим основную географию гастролей, а также с помощью таймлайна рассмотрим этапы преобразования Русских сезонов от идеи, в которую мало кто верил, до статуса реальной культурной революции начала XX века, в таймлайне и сетевом анализе удастся рассмотреть подробно команду, которая вместе с Дягилевым создавала Русские сезоны.
Важно обозначить, что в проекте рассматриваются Русские сезоны, которые существовали именно при жизни и непосредственном участии Дягилева, так как после его смерти в 1929 году «команда» Русских сезонов распалась и создание новых спектаклей в концепции «Сезонов» прекратилось, в настоящее время остались некоторые отголоски в виде фестивалей, посвященных Дягилеву (один из них проходит с 11 по 20 июня 2022 года) в Перми или до сих пор носящие имя «Русских сезонов», но концепция фестивалей отличается от концепции «Русских сезонов», поэтому в этом проекте будет рассматриваться непосредственная деятельность Дягилева (без части культурного наследия) с 1898 года (первая организованная Дягилевым выставка как начало его деятельности «открывателя» искусства) по 1929 год (дата смерти Дягилева).
Проблемность этой темы состоит в том, что Русские сезоны рассматриваются как нечто разрозненное — ряд спектаклей, вершина хореографического мастерства, уникальный подход к созданию костюмов и сценографии, совокупность разрозненных биографий художников, хореографов и композиторов, вместе с тем, Русские сезоны — это полноценный культурный проект (если говорить на языке экономики даже стартап), где есть своя концепция, где каждый вид искусства является дополнением другого, где важна работа команды и лидера этой команды — Сергея Дягилева. Необходимо собрать по кусочкам восприятие Русских сезонов именно как проекта, а не отдельных событий.
Второй проблемный момент заключается в том, что Русские сезоны обычно представляются как резкий прорыв в искусстве, но на самом деле они являются следствием развития культуры Серебряного века, которому предшествовало развитие модернизма как стиля в живописи, музыке, которому предшествовало разочарование в «официальном», «государственном» искусстве и в государстве в целом, поэтому творцы стремились создать некоторое свободное независимое пространство, например, в журнале «Мир искусства», в художественном объединении «Мир искусства». То есть мы должны рассмотреть взаимосвязь между Русскими сезонами и теми культурными явлениями (инициатором которых также был Сергей Дягилев), которые сделали их такими феноменальными, современными и независимыми.
Цель: выявить особенности культурного феномена Русских сезонов как синтеза различных видов искусства и произвести анализ роли Сергея Дягилева в популяризации Русских сезонов в Европе в начале XX века
Задачи:
1. Систематизировать и визуализировать историю деятельности Сергея Дягилева в качестве импресарио и антрепренера на примере выставочной деятельности, деятельности объединения «Мир искусства» и деятельности в рамках организации «Русских сезонов» с помощью анализа текстов и упоминаний, а также с помощью таймлайна
2. Выявить основных акторов «Русских сезонов» (и их профессиональную принадлежность) и сподвижников Сергея Дягилева и их степень включённости в работу над созданиями спектаклей с помощью сетевого анализа
3. Выявить ареол популярности «Русских сезонов» в Европе и визуализировать его с помощью карты
4. Проинтерпретировать и представить результаты анализа в понятном виде
Таким образом исследование и его визуализация состоит из анализа текста, таймлайна, создания карты и сетевого анализа. Результаты вы можете найти ниже по подзаголовкам лабораторных работ:
Лабораторная работа №1: Репрезентация «Русских сезонов»: от создателя идеи до исследователей и СМИ — анализ текстов и его визуализация
Лабораторная работа №2: Творческий путь Сергея Дягилева: от финской выставки до смерти импресарио и его детища — таймлайн
Лабораторная работа 3: Страны, города, театры «Русских сезонов» — карта
Результаты
За время выполнения проекта удалось проанализировать:
— какова роль личности Сергея Дягилева в успешности «Русских сезонов» — в репрезентации его самого и его современников, в репрезентации исследователей, а также в репрезентации СМИ XXI века
— с помощью анализа текстов получилось определить основные черты «Русских сезонов» как культурного феномена (направленность на развитие балета, хореографии, развитие новых направлений в искусстве, направленность на поиск новых средств выразительность в русском искусстве)
— с помощью анализа текстов, создания карты и таймлайна удалось установить основные этапы существования «Русских сезонов», а также основные сподвижников Дягилева (а также и тот факт, что он постоянно менял своих партнёров по «Русским сезонам» в поисках чего-то нового, свежего и гениального)
— удалось определить, что «Русские сезоны» — это не череда громких и успешных премьер, а долгий процесс создания произведений и работа со зрителем в области принятия и осознания современного искусства, таким образом, получилось избавиться от излишне идеализированного образа этого феномена как исключительно гениального, прорывного и т.д. (такой образ мог действительно сложиться в ходе ознакомления с работой, посвящённой анализу текстов)
— были освоены такие сервисы, как VoyantTools, StoryMap JS, Time.graphics, закреплена работа с лемматизатором слов, Google Books Ngram Viewer, Yandex.Wordstat
— один из главных выводов состоит в том, что личность Сергея Дягилева и «Русские сезоны» как культурное явление изучены недостаточно, и можно закрывать ещё множество пробелов в этой теме, особенно это касается работы с источниками, воспоминаниями и переписками, а также над создание полноценного образа «Русских сезонов» как культурного явления, а не просто совокупности спектаклей и разрозненных деятелей (хотя из анализа текстов мы понимаем, что все они, скорее, друзья)
Литература и источники:
1. Сергей Дягилев и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью: переписка: современники о Дягилеве: в 2-х т. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — Москва: Изобразительное искусство, 1982. — 493 с.:
2. Образ С.П. Дягилева в мемуарах XX века, А.А. Деменева / Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология / Статья в выпуске: 5 (11), 2010 года: http://www.rfp.psu.ru/archive/5.2010/demeneva.pdf
3. Сергей Павлович Дягилев: предпосылки триумфа, А.С. Галкина, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010: https://cyberleninka.ru/article/n/sergey-pavlovich-dyagilev-predposylki-triumfa/viewer
4. «Русские сезоны» С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств, А.С. Буцан, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-sezony-s-p-dyagileva-v-kontekste-sinteza-iskusstv/viewer
5. С. П. Дягилев как социокультурный феномен и генератор художественной реальности, Т.Н. Суминова, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010: https://cyberleninka.ru/article/n/s-p-dyagilev-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-i-generator-hudozhestvennoy-realnosti/viewer
6. Образ Дягилева в российском энциклопедическом нарративе ХХ — начала XXI века, Л.А. Купец, Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, 2017: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-dyagileva-v-rossiyskom-entsiklopedicheskom-narrative-hh-nachala-xxi-veka
7. Феномен новаторства в «золотом веке» «русского балета» С. Дягилева (1909 — 1914 гг.), О.А. Костерева, Новый исторический вестник, 2001: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-novatorstva-v-zolotom-veke-russkogo-baleta-s-dyagileva-1909-1914-gg/viewer
8. Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны, Ирина Скляревская, курс «История русской культуры», Arzamas: https://arzamas.academy/materials/1313
9. В мире Дягилева: что нужно знать о жизни и творчестве создателя «Русских сезонов», Арина Крайних, 2022: https://www.buro247.ru/culture/theatre/26-may-2022-sergey-dyagilev-world.html
10. «Он открыл Россию миру» — Русские сезоны Сергея Дягилева
11. Как Сергей Дягилев открыл русское искусство всему миру
12. Штрихи к портрету: 10 историй о Сергее Дягилеве, которые многое объясняют
Обратная связь: daketova@edu.hse.ru