Лекция «История возникновения и развития цифровой гуманитаристики»

Учебные цели: формирование знаний об истории возникновения, развития и становления цифровой гуманитаристики как научной области.


Тип: Лекция
Автор: Екатерина Калинина
Трудомкость: 2 ч.
Тема: История Digital Humanities

Цифровое (компьютерное) уже давно стало частью деятельности современных людей, в том числе и научной её сферы. Сейчас развитие многих научных областей пропорционально развитию информационных технологий – они влияют на становление каждой из них в отдельности, а также способствуют их слиянию.

На сегодняшний день естественные, социальные, гуманитарные и технические науки едва ли не в равной мере используют в своих исследованиях новейшие информационные технологии. Говоря о гуманитарных науках и информатике, их междисциплинарном взаимодействии, используют термины Цифровая гуманитаристика, Computing in the Humanities или, чаще, Digital Humanities (DH).

Эта новая дисциплина является примером гибридизации науки, инженерной деятельности и зачастую искусства. В ней цифровые технологии играют роль прикладного методологического иструментария, который служит для достижения главной задачи DH: «научные инновации, дисциплинарные кросс-оплодотворения и демократизация знания». Новые технологии в DH используются не только для сохранения культурного наследия, но и для анализа огромных баз культурных данных, выявления ранее неизвестных причинно-следственных связей между различными факторами или явлениями, и, как следствие, совершения новых открытий в гуманитарных науках. Отличительной чертой DH как научной дисциплины является ее открытость – результаты исследований популяризируются в www, а все первоисточники, посвященные DH, размещаются в свободном доступе.

Считается, что «компьютерные методы в гуманитарных науках» как научное направление базируется на следующих основаниях:

  1. Твердая убежденность в том, что существуют более простые способы обработки огромных объемов источников гуманитарного знания.
  2. Интеллектуальный климат, предполагающий, что различные методологические и интеллектуальные традиции гуманитарных и естественных наук могут и должны сближаться.

Существует множество точек зрения как на статус DH в качестве научной области и дисциплины, так и на период, за который принимать момент её возникновения.

Британская исследовательница Сьюзен Хокей отсчитывает историю Humanities Computing с 1949 года, когда итальянский иезуитский священник отец Роберто Буса поставил перед собой задачу создать базу данных всех слов с примечаниями комментаторов в работах Фомы Аквинского, объем которой составлял 11 миллионов слов. Чтобы реализовать свою идею, отец Буса обратился к председателю и главному исполнительному директору IBM Томасу Ватсону, после чего получил необходимую поддержку в виде специально написанной компьютерной программы. Так компьютерные технологии впервые были задействованы в исследовании на стыке теологии, лингвистики и истории.

Исследователь Долорес Бертон начинает обсуждение возникновения Humanities Computing в Великобритании и США в 1950-х гг., указывая, что именно в это время в европейской академической среде начинают активно использоваться возможности компьютера (главным образом, для создания словарей).

Профессор Таллер Манфред из университета г. Кельна (Германия) относит первые попытки прояснить методологическое положение междисциплинарной области, находящейся на стыке между гуманитарными и компьютерными науками, к 1962 г., когда в замке Вартенштайн (Австрия) группа ученых собралась для обсуждения применения компьютеров в антропологии. К настоящему времени вопрос описания взаимоотношений этих дисциплинарных миров остается не решенным, поскольку количество вариантов существенно возросло.

Т.Манфред также предлагает выделять следующие этапы в развитии Digital Humanities:

  1. 1949 г. — ок. 1970 г.

Начальный период использования компьютеров в гуманитарных науках. Для этого времени применение компьютеров в гуманитарных исследованиях означало создание программ на языках программирования высокого уровня строго для каждого отдельного исследования, что сводило междисциплинарные исследования только к крупным проектам с отдельным финансированием или же к проектам, для которых «глубокое погружение» в разработку программного обеспечения являлось частью исследовательской задачи.

  1. Примерно 1970–1985 гг.

В данный период гуманитарии по-прежнему полагались на университетские вычислительные центры, что позволяло тратить сравнительно немного времени на изучение языков программирования и пакетов программ. Ввиду отсутствия необходимости привлекать дополнительный персонал, реализация проектов значительно упрощалась и ускорялась.

  1. Примерно 1985 г. — около 1997 г.

Период, главной характеристикой которого является существенное влияние микрокомпьютерной революции. Техническая доминанта этого периода – базы данных, работа с которыми позволила игнорировать немало проблем формализации. В этот период впервые гуманитарные проекты с компьютерной поддержкой стали доминировать над традиционными.

  1. Около 1997 г. — наст. время.

Период, ознаменованный интернет-революцией и продолжающийся по сей день. Важным фактором, характеризующим наше время, является использование информационных технологий как средство презентации и доступа к огромному количеству исходных материалов для исследований. При этом задача непосредственного анализа чаще отводится самому исследователю.

Анализируя особенности всех четырех периодов, структуру и этапность развития цифровой гуманитаристики можно представить в более формальном виде (см. рис. 1).

Рисунок 1. Цикличность развития Digital Humanities

 

Этап 1: Возникновение новой технологии.

Новая технология доступна исследователям, обладающим меньшими техническими знаниями, чем того требовали прежние технологии. Однако ее возможностей недостаточно, чтобы решить вопросы, которые занимают сообщество Digital Humanities.

Более опытные специалисты принижают новую технологию или игнорируют ее; молодые же энтузиасты считают, что опыт квалифицированных специалистов на предыдущем этапе не имеет отношения к тому, что делают они.

Поскольку достижения на этом этапе становятся такими невероятно легкими, возникает множество прикладных университетских курсов. Методический уровень дискуссий резко падает. Прежние профессиональные организации и конференции не предоставляют достаточно возможностей для продвижения исследований, связанных с применениями новых технологий, ввиду чего создаются новые организации и проводятся серии новых конференций.

Этап 2: Рост числа «компьютеризованных» гуманитариев.

Несмотря на рост числа «компьютеризованных» гуманитариев, число четко сформулированных проектов значительно сокращается. Становится ясно, что технология требует значительных усилий, если применяется к серьезным исследовательским проблемам, а не в экспериментах с малыми объемами данных. Помимо этого выясняется, что данные, с которыми имеют дело гуманитарные исследования, имеют специфические особенности, что осложняет применение новой технологии. Значительная часть ученых-гуманитариев, работавших с технологиями предыдущего этапа, возвращаются в те традиционные гуманитарные дисциплины, из которых они пришли, и больше не интересуются этой междисциплинарной областью.

Возникающие сложности не препятствуют использованию технологий в значительном числе проектов, а также получению многообещающих результатов. При использовании в конкретно-ориентированных проектах новые технологии могут быть интегрированы в традиционные гуманитарные исследования без необходимости контакта с профессиональным междисциплинарным сообществом. Число прикладных курсов в университетах сокращается.

Этап 3: Объединение сторонников новых технологий с представителями междисциплинарного сообщества.

Возможности простых современных технологий так велики, что для поддержки их потенциала необходима специальная инфраструктура. Многие институты предыдущего этапа не способны достаточно быстро адаптироваться для использования новой технологии, а потому закрываются.

Идет интенсивная дискуссия о необходимости профессионализации области. Более широкое профессиональное сообщество иногда задается вопросом: являются ли исследователи, до сих пор сконцентрированные на применении новых технологий, настоящими гуманитариями?

Этап 4: Возникновение новых технологий (повторение цикла).

Новые технологии заново меняют параметры доступности информационных технологий для гуманитариев. Изменение способов коммуникации, появление новых устройств интенсифицирует доступ к информации в гуманитарных исследованиях, однако появляющиеся инфраструктуры имеют мало концепций по использованию этих устройств, при том, что некоторые их характеристики радикально отличаются от соответствующих характеристик персональных компьютеров.

Появляются первые признаки отдельных объединений по этим технологиям.

Литература

Тематические проекты, онлайн-курсы и программное обеспечение


Библиографическая ссылка: Калинина Е. История возникновения и развития цифровой гуманитаристики // Изучаем Digital Humanities [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://dhumanities.ru/?p=921