Для проекта нами был выбран роман английского писателя Себастьяна Фолкса «И пели птицы…», что повествует о жизни англичанина Стивена Рейсфорда до и во время Первой мировой войны.
Целями анализа являлось:
1) овладение инструментами анализа текста;
2) на основе результатов, полученных с помощью указанных инструментов, выделить основные языковые тенденции текста.
Для анализа текста использовались такие инструменты, как:
1). Ngram Viewer;
2). Voyant-tools;
3). Headline Analyzer;
4). Online-Utility.org.
Ngram Viewer:
Данный инструмент позволяет вычислить процент известности и распространенности произведений авторов на протяжении веков. В данном случае, мы взяли шесть авторов, писавших о Первой Мировой войне в первой половине XX века. Этими писателями являются George Bernard Shaw (Heartbreak House, 1919), Ernest Hemingway (A Farewell to Arms, 1929), Erich Maria Remarque (All Quiet on the Western Front, 1929), Virginia Woolf (Jacob’s Room, 1921), Siegfried Sassoon (The Dug-Out, 1919), и сравнили известность их работ с работой Sebastien Faulks (Birdsong, 1993).
Здесь можно видеть, что Фолкс не был сильно известным, в связи с тем, что его произведение было выпущено лишь в конце столетия.
Теперь же, когда мы берем авторов, издавших свои произведения в конце XX века, мы можем проанализировать и оценить, каким успехом пользовалась работа Фолкса по сравнению с другими авторами. На данном графике представлены авторы работ о Первой Мирвой войне в конце XX века – начале XXI века:
William Allison (The Monocled Mutineer, 1979), Pat Barker (The Eye in the Door, 1993), Sebastian Barry (A Long, Long Way, 2005), Susan Hill (Strange Meeting, 1971), Joan Littlewood (Oh! What a Lovely War, 1963).
Рассматривая в контексте данного романа проблему культурной памяти, мы можем видеть культурная память какого государства в произведении преобладает. Сделать это можно на основе график-трендов в инструменте Trends. Это графики Англии, Франции, Греции, Германии. Кажется даже, что культурная память Франции и Англии равно. Но это не так, и проверить это можно по частоте упоминания Парижа и Лондона. Заметно, что Лондон гораздо чаще фигурирует в произведении.
Инструмент Loom позволяет видеть частоту использования смысловых единиц. Несмотря на видимый хаос, важным выводом здесь является то, что основу, базис произведения составляют имена солдат, все, что связано с их солдатским бытом: описание оружия, окопов, туннелей, снарядов, еды, их снов, мыслей, тем для разговоров (пиво, бар, враг, дом). Интересным является то, что название немцев в данном графике проявляется значительно меньше, чем ожидалось. Скорее всего, это получилось вследствие того, что название немцев зачастую встречается как просто «враг», или же, напротив, с использованием эпитетов, эмоционально-окрашенных единиц, как например «гнусные крысы» и т.д.
Облако тегов Cirrus помогает нам создать картину того, о чем говорится в произведении, кто его главные герои. Показательно то, что несмотря на тот факт, что в части произведения о 1970-х гг. главным героем романа выступает Элизабет, но она, как показывает приложение, не становится им наравне. Другими важными героями романа являются Джек, Азари, Уэир, Изабель. Они действительно чаще других фигурируют в тексте.
Summary: С помощью данного инструмента мы можем понять лексическую плотность текста. В нашем тексте она составляет 0.064%.
Среднее количество лексических единиц в предложении равно 12.7, что на самом деле не много.
Наиболее часто употребляемыми словами выступают Стивен (1099 раз), сказал (925), люди (мужчины=солдаты 431), Джек (349), любил (345).
Это очень важно, поскольку эти слова помогают воссоздать образ жизни солдат того времени: они говорили о своей прежней жизни, придавались воспоминаниям, говорили о том, что было до войны, обсуждали, что им нравилось, что они бы хотели вернуть. Здесь нужно вновь отметить Джека, который из всех героев романа является вторым по частоте упоминаний.
Инструмент Headline Analyzer помогает нам выполнить задачу в оценке эмоционально-смысловой нагрузки романа «И пели птицы…». Вывод, который можно сделать: произведение «И пели птицы…» обладает 35% эмоциональности. Это понятно, поскольку данное произведение описывает ужасы, страх, грусть, боль военных Первой Мировой войны, слишком эмоциональным оно быть не может. Задача автора текста – оставить отпечаток об этой травме человечества и вызвать живой интерес у читателя. И именно с описанием излишней тоски, грусти, растерянности у него это получилось.
Links: вновь возвращаясь к идее связей между героями, в инструменте Links можно видеть, что Джек и Стивен больше всех связаны в произведении. Это действительно так, как подчеркивалось ранее, Джек был словно правой рукой Стивена. Когда у Джека умирает его любимый сын (от тяжелой болезни), Стивен обещает ему, что сохранит память о своем товарище и его сыне. Внучка Стивена называет своего сына Джеком, выполняет желание и долг своего деда. Все оставшиеся связи показывают нам, какие действия совершали герои: думали, чувствовали, шли…вперед к смерти.
TermsBerry: В данном инструменте мы можем сделать анализ, кто из героев больше других осуществляет тот или иной род деятельности. Так, Стивен больше всех участвует в диалогах, больше всего описываются его ощущения, чувства, влечения, изменения его места пребывания.
Работу выполнили: Якупова Камилла, Павлова Диана (НИУ ВШЭ-Пермь).