Анализ текстов

  1. Целью данной лабораторной работы является анализ и визуализация текстов, посвященных «новой волне» французского кинематографа второй половины ХХ века.
  2.  Задачи:
    1. Обработать тексты с помощью ресурсов, предназначенных для текстового анализа;
    2. Интерпретировать результаты, полученные в ходе работы с инструментами;
    3. Представить полученные результаты в виде страницы на сайте dhumanities.ru.
  3. Список выбранных ресурсов
    1. Voyant Tools;
    2. Google Ngram Viewer.

Для нашей работы мы использовали следующие источники:

  1. Французская «Новая волна»: революция в кино. 
  2. Французский кинематограф «Новой волны». 
  3. Постмодернизм как предчувствие в теории «авторского кино» и фильмах французской «новой волны». 

Voyant Tools

На основании наших текстов онлайн-ресурс voyant tool (cirrus) построил следующее облако слов:

В результате четко видны наиболее используемые в нашей статье слова. Очевидно, что самые популярные слова — фильм, волна, режиссер, новый.

Среди наиболее часто упоминающихся режиссеров «новой волны» были:

Годар — 93
Шаброль — 38
Трюффо — 56
Аньес — 16
Вард — 15

На основе этого можно сделать вывод, что они были ключевыми  деятелями «новой волны».

Исходя из связей с сайта Voyant Tools, можно сделать вывод, что в комбинации слов «новый» среди режиссеров лидирует Шаброль, хотя самым употребляемым в текстах режиссером был Годар. Это можно объяснить тем, что Клод Шаброль стал одним из самых ярких прорывов «новой волны».

Изначально Шаброль был критиком во влиятельном журнале о кино «Кайе дю синема», а уже потом стал кинорежиссером в конце 50-х годов, когда в основном остальные режиссеры «новой волны» уже занимались такой деятельностью до начала революции во французском кинематографе. 

 

Данная схема показывает связь между наиболее распространенными словами, можно увидеть более частые употребляемые словосочетания.

Связь между словами в виде ягоды позволяет быстро проследить взаимосвязь между словами, наиболее частыми комбинациями. Например, слово «новый» чаще встречается в комбинации со словами «волна», «год», «французский», «кинематограф». Это оказалось абсолютно ожидаемо, поскольку «новая волна» — ключевой термин данной работы.

Поскольку наша работа о кинематографе как искусстве, то на основе схемы-ягоды можно увидеть профессионализмы — слова, характерные именно для киноиндустрии. также можно вновь увидеть фамилии самых влиятельных режиссеров.

Последний график — график употребляемости слов на протяжении всего текста. На основе этого анализа текста можно сделать вывод, что слова «новая» и «волна» употребляются вместе на протяжении всего текста, поскольку являются термином.\

Исходя из графика, можно сделать вывод, что в текстах, в первую очередь, уделяется внимание именно роли режиссера, поскольку это слово употребляется гораздо чаще чем «фильм» или «кино», однако эти слова не могут употребляться и использоваться независимо друг от друга. Говоря о «новой волне» нельзя забывать о культурном контексте феномена — периода преобразований в культуре, отказа от традиционного павильонного кинематографа к «живым» съемкам. Французскую «новую волну» можно сравнить с импрессионизмом в живописи, который также зародился во Франции веком раньше.

 

Google Ngram Viewer

На французском языке термин «Nouvelle Vague» термин начинает широко использоваться начиная с конца 50-х годов ХХ века. Чаще всего словосочетание стало использоваться в начале 90-х годов ХХ века.

В английском языке употребление термина «French new wave» начинает чаще употребляться в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века.

При проведении анализа графиков была замечена различная тенденции в частоте использования термина во французском и английском корпусе языков. Исходя из этого, можно сделать вывод, что интерес к французской «новой волне» в кинематографе значительно вырос, начиная с 90-х годов ХХ века.

Объяснить возросший интерес к феномену «новой волны» в 90-е годы ХХ века можно тем, что в этот период происходила очередная революция в кинематографе. Можно вспомнить такие фильмы как «Матрица», «Бойцовский клуб», «Звездные Войны: Эпизод I» и многие другие, которые стали новым прорывом в кинематографе.

Можно заметить некую преемственность фильмов 90-х годов от фильмов «новой волны», поскольку важная роль отводилась не только спецэффектам, которые стали активно внедряться в кино, но и эмоциям, чувствам и переживаниям героев.