Text mining. Анализ трактата «К вечному миру»

Для изучения стилевой, лингвистической составляющей текстов Иммануила Канта мы выбрали трактат «К вечному миру» (1795).


Инструмент WordSift

Данный вид анализа текста был выполнен в сервисе WordSift для качественной визуализации наиболее часто встречающихся слов в тексте. Конечно, присутствует один недостаток, заключенный в том, что встречаются достаточно общие слова-шумы вроде «как», «что», «для» etc. Данное явление неудивительно это же Кант, куда в его работах без сложноподчиненных предложений.

Однако можно эти слова не учитывать и понаблюдать за остальными, такими как «право», «государство», «народ», «свобода», «мир», «война», благодаря которым можно сделать вывод о том, чего стоит ожидать от этой работы.

Частота упоминания слов в трактате И.Канта «К вечному миру»

 

Инструмент Text Analyzer

Данный анализ текста иллюстрирует то, какие короткие фразы можно часто встретить в трактате «К вечному миру». Они могут рассказать читателю о том, на чем автор чаще всего акцентирует свое внимание, что считает важным. Даже не читая полный текст трактата, взглянув на итоговые данные этого анализа, мы понимаем основной посыл всей книги.

Заметим, что достаточно часто повторяется сочетание «статья договора о вечном мире» в разных формах, что ясно дает понять, как тема вечного мира между государствами заботила Канта.

Наиболее часто встречающиеся фразы в трактате И.Канта «К вечному миру»

Инструмент Online summarize tool

Используя данный сервис, мы получили выжимки из исходного текста, прочитав которые можно сделать выводы о содержании трактата и о проблемах, о которых задумывается И.Кант в этом сочинении.

  • И что, кроме войны, которой природа пользуется как средством для повсеместного заселения земли, могло загнать эскимосов (может быть, бродячее древ неевропейское племя, совершенно отличное от всех американских племен) на север, а пешересов на юг Америки до Огненной Земли? Для самой же войны не нужно особых побудительных причин: она привита, по-видимому, человеческой природе и считается даже чем-то благородным, к чему человека побуждает честолюбие, а не жажда выгоды; это ведет к тому, что военная доблесть рассматривается как имеющая большую непосредственную ценность (у американских дикарей, равно как у европейских во времена рыцарства) не только во время войны (что справедливо), но также в качестве причины войны (daB Krieg sei), и часто война начинается только для того, чтобы выказать эту доблесть; стало быть, в самой войне усматривается внутреннее достоинство, так что даже философы восхваляют войну как нечто облагораживающее род человеческий, забыв известное изречение грека: “Война дурна тем, что больше создает злых людей, чем уничтожает их”. (772)
  • Но здесь общей воле, имеющей свою основу в разуме, почитаемой, но на практике бессильной, привода оказывает поддержку с помощью как раз тех же эгоистических склонностей, так что лишь от хорошей организации государства (а это во всяком случае возможно для человека) зависит направить силы этих склонностей таким образом, чтобы каждая из них или сдерживала разрушительное действие другой, или уничтожала .его. Так что с точки зрения разума результат получается такой, как если бы этих склонностей не было совсем, и таким образом человек принуждается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином. (716)
  • Теперь встает вопрос, касающийся сущности вечного мира как цели: что делает природа для достижения цели, которую человеку вменяет в обязанность его собственный разум, стало быть для содействия его моральной цели; и как она добивается того, что человек благодаря ее принуждению, хотя и не во вред своей свободе, будет делать то, к чему его обязывают законы свободы, но чего он не делает, — добивается во всех трех аспектах публичного права: права государственного гражданства, международного права и права всемирного животного царства, которыми так богато море у полярных берегов, если только она (природа) заставит сначала эти племена жить в мире. (703)

Предыдущая часть
Следующая часть