Падение русской духовности в начале 20 века на примере текстов Д.Мережковского

Мережковский Д.С. вошел в историю не только как представитель поэтов Серебряного века, но и как религиозный философ, который прошел долгий путь самоопределения и публикационной деятельности.  Впервые он заявил о себе как о приверженце религиозно-философского направления в 1901 году, когда опубликовал свое исследование «Л.Толстой и Достоевский». В нем ярко выразились его идеи о создании новой церкви и новой религии, что нужна была России как никогда.

«Д.С.Мережковский»

Но наибольший общественный резонанс вызвала его статья «Грядущий Хам», которая входит в основу моего исследования. Революционные события, разворачивающаяся всеобщая паника и хаос привели мыслителя к конкретному осмыслению культурных, религиозных и «социально-политический идей», которые вылились в сформировавшееся религиозное мировоззрения исследователя. В нем он пришел к понимаю «необходимости объединения интеллигенции, церкви и народа», чтобы преодолеть разразившийся духовный кризис в обществе, которое было охвачено огнем первой русской революции.

«Всеобщая железнодорожная забастовка в октябре 1905 г. Художник Г. К. Савицкий»

Поэтому, целью данного исследования будет являться выявление основных тенденций развития духовного общества во время кульминации первой русской революции на примере статей Мережковского. Безусловно, чтобы вышеупомянутая цель была выполнена в полном объеме, стоит выделить некоторые задачи исследования:

  • Найти материал, подходящий теме исследования.
  • Провести лемматизацию текстов.
  • Использовать возможности Voyant Tools для контент анализа текста.
  • Выяснить общую направленность текста и его семантику.
  • Построить инфограмму и отметить черты сходства и отличия статей.
  • Обозначить результаты исследования

В основе исследования будут лежать две статьи Д.С.Мережковского, которые были опубликованы в журнале П.Б.Струве «Полярная Звезда»:

  1. «Мещанство и русская интеллигенция» — 1 сборник ПЗ, 15 декабря 1905 г.
  2. «Грядущий Хам» — 3 сборник ПЗ, 30 декабря 1905 года.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. Лемматизация.

Для приведения текста к более подходящему для исследованию виду, я использовала предложенную ссылку в системе лмс: http://services.seocrm.net/lemmatize .

сайт, на котором текст приводился к нужному виду.

пример обработанного с помощью лемматизации текста.

Обработанный материал был сохранен в удобном формате для дальнейшего исследования.

ЭТАП ВТОРОЙ. Контент анализ.

Статьи рассматриваются по отдельности, чтобы выделить характерные черты для каждой из статей. Для работы были использованы такие инструменты:

  1.  Voyant Tools: https://voyant-tools.org/?corpus=fa9504c1abd44370aab53f3a77890c47
  2. Infogram: https://infogram.com/app/#/edit/9e22ebdf-a284-4676-9c3f-25b8366f8638

Часть 2. 1.

В первую очередь, стоит рассматривать статью «Мещанство и русская интеллигенция», так как  по хронологии она идет раньше.  На написание этой статьи приходится кульминационный момент первой русской Революции, поэтому общество переживало некий духовный коллапс. Рассмотрим, через какие слова это было выражено в виду облака слов.

облако слов для статьи «Мещанство и рус.интеллигенция»

На основе данной выкладки очень четко прослеживается несколько линий научно-общественной мысли в начале 20 века в России. Самой большой популярностью в данной статье Мережковского, который говорил о русской интеллигенции, пользуются слова «русская», «интеллигенция», «Петр» и «России».

частность употребления слов

И это весьма обосновано: в связи с растущим темпом русофобии во всем мире увеличение национальных взглядов в России является вполне естественной реакцией. Если посмотреть еще внимательнее, проследив последовательность употребления определенных словоформ по ходу статьи.

употребление слов по ходу текста

Если в начале текста главным по употреблению словом был «мир«, то под конец мы видим явное тяготение к национальному аспекту через доминирующее положения слова «русский«. И действительно, в самой статье указывается особенность и своеобразность именно русской интеллигенции, в то время как весь остальной мир подвергся мещанскому влиянию. На это явно указывает тот факт, что мещанство употребляется в большем количестве с мировой коннотацией. Европа погрязла в мещанстве, а Россия ей не подверглась. Почему?

Потому что Россию охраняет сила наследия Петра, и именно эта сила должна по мнению Мережковского уберечь общество от дальнейшего морального оскудения. Интересно заметить, что рост упоминаний понятий таких как «Петр«, «Россия» и «интеллигенция» приходится на скачок слова «русский«. Последовательность в рассуждении автора прослеживается весьма четко: очевидно, что Мережковский не соотносит российское общество с мировым, выделяя его как особенное и незапятнанное образование. И оно остается таковым потому что чтит петровские реформы и глубоко патриотично в своей сути.

Часть 2.2.

Следовательно, общество по прошествию какого-то времени с декабрьского восстания стало по-новому осознавать революционные события, что разворачивались в стране. Предлагаю рассмотреть эти изменения поближе. Более наглядно это может быть представлено через облако слов:

облако слов для «Грядущий Хам».

Судя по тому, что наиболее популярными словами являются слова «интеллигенция», «против», «россии», наблюдалась ощутимая конфронтация между прослойкой интеллигентов и остальной Россией. Но почему она возникла? Попробуем узнать, глубже погрузившись в анализ.

Мы можем проследить некую динамику употребления основных слов: для первой половины характерно отображение по большей части концептуального описания интеллигенции, пик употребления которой приходится именно на этот период. Ближе к середине начинают затрагиваться темы внутреннего духовного состояния интеллигентов: высокообразованные люди, которые  сердцем чувствуют, что обществу нужны перемены, иначе оно придет к своему падению. В дни, когда бушует революционная буря, общество не должно забывать про свою нравственность. И хотя, большинство людей выступает против религии, Мережковский настаивает на рассмотрении заповедей Христа и церкви. Автор видит спасение людей от нравственного падения только в религии, новые взгляды на которую все больше распространяются среди интеллигенции.

Вот такой анализ можно построить, наблюдая за структурой упоминания понятий в статье с помощью такого инструмента как Voyant Tools.

ЭТАП ТРЕТИЙ. Построение инфограммы.

Контент анализ дает хороший контекстуальный разбор, но для более показательного отображения нужен инструмент, который сможет совмещать информацию из двух текстов одновременно. Таким средством выступила для меня инфограмма.

https://infogram.com/gryadushij-ham-i-meshanstvo-i-rusintelligenciya-1h7z2lg9gnjx4ow?live

Несмотря на то, что разница между выпусками всего несколько недель, разница разительная. Настолько нестабильной и быстротечной оказалась обстановка в стране во время Революции. Если в своей первой статье, Мережковский размышлял о мещанстве, наследии русской культуры и особом русском обществе, то во втором весь акцент сместился на интеллигенцию и ее поведение.  Его более поздняя статья уже не делает такого явного акцента на своеобразие России — превалируют другие, гуманистические идеи и стремления автора к решению обострившихся социальных проблем.

Также, хотелось бы обратить внимание на то, что упоминания церкви, религии или Христа практически не встречающиеся в первой статье, занимают главенствующее положение в этой статье.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Выводы.

Главным выводом, который красной линией проходит через обе статьи, является существенное падение нравов и морали во время первой русской Революции, и автор предлагает читателю вернуться к своим истокам. Вернуться в те времена, когда мир поддерживал внутреннюю стабильность, почитая традиции предков, религию и друг друга.

Но эти времена прошли, и как бы не были отрицательно приняты российским обществом русофобские взгляды, военные конфликты и международная агрессия, это было началом новой Эры. Эры Капитализма, который по другим законам работать не может.

Список литературы:

1. Пчелина Ольга Викторовна От «Грядущего хама» к «Иисусу неизвестному»: путь Д. С. Мережковского к божественному обществу // ИСОМ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-gryaduschego-hama-k-iisusu-neizvestnomu-put-d-s-merezhkovskogo-k-bozhestvennomu-obschestvu (дата обращения: 23.04.2020).