- формирование представлений о Science-art и основных работах в этой области;
- развитие самостоятельной работы студентов, формирование навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.
Тип: Лекция
Автор: Роман Жуланов
Трудомкость: 2 ч.
Тема: Цифровая культура и новые медиа
Science art – направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ; это своего рода интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.
О.Е. Левченко постулирует сайнс-арт как «одно из ярких воплощений культур-конвергентного процесса, утверждающего объединение и тесное взаимодействие двух сфер культуры – рационально-дискурсивной и художественно-эстетической. Связующим звеном между ними является технико-технологическая сфера, – производная от науки (естествознания) и инструментальная для искусства».
Сайнс-арт предлагает новый взгляд на технологии – во многом это ирония, гротеск, игра с привычными стереотипами развития техники и технологий. Тональность ряда проектов в области сайнс-арта ставит под сомнение серьёзность и фундаментальность технического и научного знания и даёт понять зрителю, что он может иронизировать над техникой. Однако при этом один из важных эффектов, производимых сайнс-артом, – это популяризация науки и технологий, завлечение зрителя в мир закрытых лабораторий.
В поле Science art зачастую не различимы границы художественного творчества и научного исследования. Современный художник, как и ученый, ставит эксперименты. Объекты сайнс-арта стали активно создаваться в конце 90-х годов ХХ вв. в США, но встречаются и более ранние образцы, которые на момент их создания, разумеется, не могли так называться.
Уровень развития Российского сайнс-арта ниже западного. О.Е. Левченко выделяет следующие причины:
1) общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;
2) проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;
3) отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников (преимущественно по причине закрытости и вынужденного бюрократизма научных институций);
4) проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.
Площадок, которые специализируются исключительно на сайнс-арте в России очень мало. Наиболее известные проекты — это Polytech.Science.Art и LABORATORIA. Нередко выставки работ в области science art выставляются в музеях современного искусства. Один из последних примеров — выставка «Новое состояние живого» в музее современного искусства «Permm».
Примеры science art:
Работа «1, 4 … 19» одной из самых известных российских арт-групп «Куда бегут собаки«.
Стеларк — дедушка science art. Его работы поднимают проблему человеческой телесности и выхода за её пределы. Наиболее известны три его работы:
- В 1980 году художник прикрепил к правой руке ещё одну, механическую. Ей он управлял сигналами мышц ног и живота.
- Экзоскелет — 600-килограммовая машина, которая может перемещаться наподобие паука. Внутри находится человек, управляющий ей.
- Биополимерное ухо,дополненное микрофоном, которое Стеларку вживили под кожу. Это позволяло другим людям слышать то же, что слышит он.
Мемо Актен — молодой британский художник. Его работа Deep Meditations — своеобразное окно в разум машины. Мы видим то, как нейронная сеть пытается осмыслить свои наблюдения.
Сайнс-арт как явление современной культуры, объединяет в себе элементы научного и художественного творчества, и является актуальным – как по замыслу, так и по исполнению, как по форме, так и по содержанию, как по идеологии, так и по инструментарию.
Библиография:
- Левченко О.Е. Science-art: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. C. 155-162.
- Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф.дисс.канд.культ., 2016. 26 с.
- Парусимова Я.В. К вопросу о «научном искусстве» в современном эстетическом знании // Вестник Оренбургского государственного университета. №1, 2015. C. 244-249
Литература
- Булатов Д. Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии. Теория. 2013
- Булатов Д. Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии. Практика. 2009
- Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: "естественное" и "технологическое" : автореф. дис. канд. культ. Москва, 2016. 26 с.
- Левченко О.Е. Science-art: проблемы терминологии. Вестник РГГУ. 2014, №14, С. 155-162.
Тематические проекты, онлайн-курсы и программное обеспечение
Библиографическая ссылка: Жуланов Р. Лекция "Введение в Science Art" // Изучаем Digital Humanities [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://dhumanities.ru/?post_type=material&p=3412&preview=true