Введение в Science-art

- формирование представлений о Science-art и основных работах в этой области;
- развитие самостоятельной работы студентов, формирование навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.


Тип: Лекция
Автор: Роман Жуланов
Трудомкость: 2 ч.
Тема: Цифровая культура и новые медиа

Science art – направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ; это своего рода интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.

О.Е. Левченко постулирует сайнс-арт как  «одно из ярких воплощений культур-конвергентного процесса, утверждающего объединение и тесное взаимодействие двух сфер культуры – рационально-дискурсивной и художественно-эстетической. Связующим звеном между ними является технико-технологическая сфера, – производная от науки (естествознания) и инструментальная для искусства».

Сайнс-арт предлагает новый взгляд на технологии – во многом это ирония, гротеск, игра с привычными стереотипами развития техники и технологий. Тональность ряда проектов в области сайнс-арта ставит под сомнение серьёзность и фундаментальность технического и научного знания и даёт понять зрителю, что он может иронизировать над техникой. Однако при этом один из важных эффектов, производимых сайнс-артом, – это популяризация науки и технологий, завлечение зрителя в мир закрытых лабораторий.

В поле Science art зачастую не различимы границы художественного творчества и научного исследования. Современный художник, как и ученый, ставит эксперименты. Объекты сайнс-арта стали активно создаваться в конце 90-х годов ХХ вв. в США, но встречаются и более ранние образцы, которые на момент их создания, разумеется, не могли так называться.

Уровень развития Российского сайнс-арта ниже западного. О.Е. Левченко выделяет следующие причины:

1) общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;

2) проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;

3) отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников (преимущественно по причине закрытости и вынужденного бюрократизма научных институций);

4) проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.

Площадок, которые специализируются исключительно на сайнс-арте в России очень мало. Наиболее известные проекты — это Polytech.Science.Art и LABORATORIA. Нередко выставки работ в области science art выставляются в музеях современного искусства. Один из последних примеров — выставка «Новое состояние живого» в музее современного искусства «Permm».

Примеры science art:

Работа «1, 4 … 19» одной из самых известных российских арт-групп «Куда бегут собаки«.

Стеларк — дедушка science art. Его работы поднимают проблему человеческой телесности и выхода за её пределы. Наиболее известны три его работы:

  1. В 1980 году художник прикрепил к правой руке ещё одну, механическую. Ей он управлял сигналами мышц ног и живота.
  2. Экзоскелет — 600-килограммовая машина, которая может перемещаться наподобие паука. Внутри находится человек, управляющий ей.
  3. Биополимерное ухо,дополненное микрофоном,  которое Стеларку вживили под кожу. Это позволяло другим людям слышать то же, что слышит он.

Мемо Актен — молодой британский художник. Его работа Deep Meditations — своеобразное окно в разум машины. Мы видим то, как нейронная сеть пытается осмыслить свои наблюдения.

Сайнс-арт как явление современной культуры, объединяет в себе элементы научного и художественного творчества, и является актуальным – как по замыслу, так и по исполнению, как по форме, так и по содержанию, как по идеологии, так и по инструментарию.

 

Библиография:

  1. Левченко О.Е. Science-art: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. C. 155-162.
  2. Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф.дисс.канд.культ., 2016. 26 с.
  3. Парусимова Я.В. К вопросу о «научном искусстве»  в современном эстетическом знании // Вестник Оренбургского государственного университета. №1, 2015. C. 244-249

Литература

Тематические проекты, онлайн-курсы и программное обеспечение


Библиографическая ссылка: Жуланов Р. Лекция "Введение в Science Art" // Изучаем Digital Humanities [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://dhumanities.ru/?post_type=material&p=3412&preview=true