Лабораторная работа №1

 

Лабораторная работа №1: Анализ текста

АВТОРЫ: Хисматуллова Кристина, Басова Полина

Принцессы Диснея – это персонажи, которые транслируют взрослым и детям воплощение всех лучших качеств девушек, олицетворяют женский идеал и являются примером подражания для огромной, преимущественно детской, аудитории по всему миру,  ищущей руководства по поведению наряду с развлечением. Паттерны поведения женского персонажа считываются детьми и формируют модель их поведения, в большинстве случаев транслируя стандартизированный идеал женского образа, изменяющегося в соответствии с историческим фоном эпохи. Фантазии героинь раскрывают желания о многих вещах, включая новизну, волнение, власть, и знания. Некоторые из этих желаний высмеиваются, другие уважаются; некоторые исполняются, другие нет.

В 1989 году диснеевская «Русалочка» впервые задала музыкальный вопрос: «Когда моя очередь?»  Уже более семидесяти лет принцессы одновременно воплощают стереотипы, и с недавних пор спорят с ними, а ещё очень точно транслируют перемены в представлениях о восприятии женского образа в обществе. Так, в конце фильма «Алиса в Стране Чудес», героиня спасает свою жизнь от угрожающей банды чудес, которые она создала не тем, что встречает их лицом к лицу с зарождающейся зрелостью и уверенностью, как «настоящая» Алиса, а тем, что просыпается: неудивительно, учитывая, что фильм был выпущен в 1951 году, в «дофеминистскую» эпоху. В конце 80-х, в «пост-феминистскую эпоху», в мультфильме «Ариэль», феминистская риторика героини подорвана более консервативными элементами в сюжете самого фильма. Наш проект именно об этом о том, какое отражение нашли эти перемены в мультфильмах Disney, как изменялись ценности и поведение  женского персонажа с течением времени.

Цель и задачи: Исследовать эволюцию идей и смыслов диснеевских мультфильмов на основе восприятия женского образа принцесс. Провести анализ текста англоязычных статьей, на тему эволюции женского образа в мультфильмах Дисней с целью выявить часто встречающиеся слова и фразы, проследить связанные с ними особенности анализа поведения принцесс Дисней, а также проанализировать текст песен главных героинь Диснея для выявления особенностей идей, транслируемых через песни принцесс.

Для анализа текста использовались такие инструменты как:

-Voyant tools

-Google Trends

-Google books Ngram Viewer

Voyant tools

Данный сервис помог выявить самые часто повторяющиеся слова в тексте песен главных героинь мультфильмов Дисней, таких как: Эльза, Райа, Моана, Мирабель, Покахонтас, Тиана за период, начиная с 1998 до 2021 года. ( Визуализация №1) На другой таблице отображены слова, встречающиеся в песнях принцесс, начиная с 1951 по 1991. Наиболее частыми в употреблении стали слова: «мир», «новый», «мечта», «сон», «принц». Сравнение данных групп слов наглядно показывает различие посыла песен, так как в более поздний период чаще в песнях встречаются слова: «видеть», «знать», «свой», «смелый», «цель», демонстрирующих более самостоятельное, решительное состояние женского персонажа, находящегося в поиске пути решения «завязки сюжета», тогда как в более ранний период период с 1951 по 1991 женский персонаж пассивно ожидал спасения, находясь в собственном мире «снов и грёз», все время читая себе лекции о важности разума и терпения и ругая себя за любопытство, которое в очередной раз приводило в беду.


Google books Ngram Viewer

Сервис позволяет проанализировать корреляцию слов и выражений: частоту их употребления в литературе. Стоит отметить, существенное увеличение использования слова «Career», превышающие использование слова «Marriage» в период с 1970-х по середину 2000-х годов, примерно. Что подтверждает изменение восприятия образа женского персонажа, а точнее вероятное изменение вкусов публики, требующих отражения или ожидающих увидеть и готовых воспринять тренды времени на экране. Отметим, что употребление тех же терминов на русском языке не имеет похожей взаимосвязи, вероятно из-за значительной разницы культур или степени доступа к иностранным фильмам в период с 1970-х по середину 2000-х годов в Советской и пост-советском медиапространстве . (Визуализация №2)

Google Trends

Благодаря сервису можно узнать частоту употребления слова или фразы в соответствии со страной или регионом, определяя тем самым уровень интереса к теме.

Анализ показывает, что словосочетание «disney princess» чаще всего используется на Филиппинах, Соединенных Штатах, Австралии и Канаде, что показывает широту распространения феномена «диснеевской принцессы» и обширную зрительскую аудиторию в данных, в основном англоязычных странах, что подтверждает высокую степень влияния паттернов поведения принцесс Дисней.
Вывод:

Проведенный анализ, позволяет проследить взаимосвязь с появлением феминистской риторики и идей в мультфильмах. Происходит изменение паттернов поведения для детей: отход от приоритета идеи «maternity» и приверженности к традиционным женским ценностям. Например, в мультфильмах Дисней последних годов совершенно отсутствует «любовный интерес» героини, благодаря чему большее внимание уделяется рассмотрению конфликтов личных интересов, семейных историй, приключений.

Большинство женских историй мультфильмов Disney пропагандировали смирение, преданность, пунктуальность и аккуратность, подразумевая, что приключения — это то, чего было бы разумно избегать. Однако с течением времени можно проследить увеличение самостоятельности женского персонажа. Например, фильм «Ариэль» можно воспринимать, как триумф подросткового своеволия и права, как и подобает концу десятилетия восьмидесятых. Как и Алиса до своего посвящения, Ариэль воображает человеческий мир в некотором смысле более своим, чем ее реальный мир. Она считает это утопией свободного передвижения: она мечтает о ногах в первую очередь для «прыжков», «танцев» и «прогулок» и только во вторую очередь для замужества.

Источники:

  1. Joyce, Olewski,Inman,and,Kelli,M CHAPTER THREE: The Disney Princess Dilemma: Constructing, Composing, and Combatting Gendered Narratives / Olewski,Inman,and,Kelli,M Joyce. — Текст : непосредственный // Peter Lang AG. — 2016. — № 6. — С. 39-50.
  2. Deborah, Ross Escape from Wonderland: Disney and the Female Imagination / Ross Deborah. Текст : непосредственный // Marvels & Tales. — 2004. — № 3. — С. 53-66.