Работу выполнили:
Кобрин Мария и Самарина Александра, И-19-2
Анализ текстов песен американских и британских рок групп 60-х и 2000-х гг.
Нынешний мир невозможно представить без музыки. Музыка помогает людям веселиться, дает мотивацию и позволяет расслабится и отдохнуть. За всю музыкальную историю сформировалось много музыкальных жанров. Многие из этих жанров нам знакомы: джаз, фолк, кантри, рок, блюз и т.д. Именно музыка объединяет людей. Для того, чтобы понять предпочтения в музыке был проведен опрос, связанный с музыкой. Данный опрос показал, что 64% респондентов слушают музыку каждый день, а прослушивание такого жанра музыки, как рок составляет 54% россиян. Именно о рок музыке пойдет речь в данном исследовании.
Темой данного исследования является сравнение рок групп двух англоязычных стран (Соединенных Штатов Америки и Великобритании) в разные эпохи. Для проведения анализа текстов песен необходимо решить несколько задач:
- изучить историю зарождения рок музыки;
- рассмотреть историю зарождения жанра рока в США и Великобритании;
- выбрать тексты песен рок групп обеих стран;
- проанализировать тексты песен, выявить тематику песен и сопоставить их с событиями в мире;
- выявить актуальные темы для написания текстов в описываемое время.
Зарождение жанра рок музыки.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, индирокеры, ска неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, от которого в своё время это направление и произошло (в некотором смысле можно считать, что рок — направление рок-н-ролла), поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определённо можно сказать о так называемой «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными жанрами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («Конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).
Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке, но, с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР в 60—70-х и достигла пика развития в 80-х, продолжив развиваться в 90-х.
Рок-музыка с музыкально-теоретической точки зрения
Рок-музыка является музыкой, одним из её жанров (другие жанры — народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств.
Отличительная черта рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является электрогитара, но так же могут использоваться и клавишные. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950 году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.
Однако знаменитое “Британское вторжение” вдохнуло жизнь в это направление. Возрождение рок музыки в 60-х — его заслуга. Тогда, вобрав в себя все самое лучше из Старого и Нового света, рок-н-ролл начал триумфальное шествие по миру, которое продолжается сегодня. История рок музыки еще не дописана!
Англия. Когда американский рок-н-ролл пересек континент, приступил к завоеванию Европы, первым его встретили британцы, встретили во всеоружии. Официально рок-н-ролл, рокабилли были под строжайшим запретом – музыку нельзя было услышать на государственных радиостанциях, музыканты выступали исключительно в подпольных клубах, а те, кто публично признавал свою любовь к рок-музыке, в официальных кругах становились изгоями.
Тем временем, в Англии первые шаги делала бит-музыка – танцевальная смесь из скиффла, соула, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла. Возможно, бит стал бы просто еще одним шагом на пути распространения рока, который упоминался бы лишь в некоторых строках учебников по истории музыки. Если бы не одно «но», которым стало создание легендарной группы The Beatles.
Историю группы Битлз можно рассказывать бесконечно, постоянно открывая новые факты биографий музыкантов, историй их песен. Бесспорно, что в истории рок-музыки The Beatles — одна из известнейших британских рок групп — целая эпоха, их творчество во многом повлияло на дальнейшее развитие этого направления. Благодаря «битлам», английский танцевальный рок завоевал США, а вслед за «британским вторжением» Ливерпульской четверки в американские чарты ворвались другие представители британского рока.
История группы Битлз уникальна, благодаря ей мы имеем огромное количество стилей и направлений рока, коллективов. Но, как мы помним, рок — это всегда протест, поэтому в то время, как The Beatles собирали полные залы, в Великобритании стали появляться группы, нашедшие свою волну.
Одной из таких более агрессивных, «новых» британских команд стала The Rolling Stones. Именно их многие считают практически основателями классического рока, музыкантами, сформировавшими основополагающие элементы и принципы рок-музыки: тяжелые гитарные риффы, гитарные фуззы, тексты, выражающие протест не только против государства, политики, но и самого мироустройства.
Появилось огромное количество различных направлений, стилей. Но можно сказать, что вся дальнейшая история рока так или иначе связана с теми основами, которые были заложены в Америке и Великобритании 50-60-х годов. Гаражный, психоделический рок, хард, панк, глэм, прогрессив – музыканты, работающие в этих стилях, выросли на музыке Элвиса Пресли, The Beatles, The Rolling Stones, во многом стремились им подражать.
Темой исследования является сравнение рок групп двух англоязычных стран в разное время. Потребуется узнать какие темы были актуальны исходя из выбранных нами песен.
Анализ текстов песен таких британских рок групп, как The Beatles, The Rolling Stones и The Who показывает, что основной тематикой является борьба за права и равенство человека, идея свободы и борьбы за мир. Как известно, 1960-е годы 20 века характерны началом массовых правозащитных движений, что совпадает с текстами песен данных групп. Больше используются слова: miles, know, alright, black, want, painted.
Британская рок музыка 1960-х годов. Для анализа были использованы такие композиции:
1) The Beatles – Revolution
Aah!
You say you want a revolution
Well, you know
We all want to change the world
You tell me that it’s evolution
Well, you know
We all want to change the world
But when you talk about destruction
Don’t you know that you can count me out
Don’t you know it’s gonna be
Alright
Alright
Alright
You say you got a real solution
Well, you know
We’d all love to see the plan
You ask me for a contribution
Well, you know
We’re all doing what we can
But if you want money for people with minds that hate
All I can tell you is, brother, you have to wait
Don’t you know it’s gonna be
Alright
Alright
Alright
You say you’ll change the constitution
Well, you know
We all want to change your head
You tell me it’s the institution
Well, you know
You better free your mind instead
But if you go carrying pictures of Chairman Mao
You ain’t going to make it with anyone anyhow
Don’t you know it’s gonna be
Alright
Alright
Alright
Alright, alright
Alright, alright
Alright, alright
Alright, alright!
2) The Rolling Stones – Painted It Black
I see a red door and I want it painted black
No colours anymore, I want them to turn black
I see the girls walk by dressed in their summer clothes
I have to turn my head until my darkness goes
I see a line of cars and they’re all painted black
With flowers and my love, both never to come back
I see people turn their heads and quickly look away
Like a newborn baby, it just happens every day
I look inside myself and see my heart is black
I see my red door, I must have it painted black
Maybe then I’ll fade away and not have to face the facts
It’s not easy facing up when your whole world is black
No more will my green sea go turn a deeper blue
I could not foresee this thing happening to you
If I look hard enough into the setting sun
My love will laugh with me before the morning comes
I see a red door and I want it painted black
No colours anymore, I want them to turn black
I see the girls walk by dressed in their summer clothes
I have to turn my head until my darkness goes
I wanna see it painted, painted black
Black as night, black as coal
I wanna see the sun blotted out from the sky
I wanna see it painted, painted, painted, painted black
Yeah
3) The Who – I Can See For Miles
I know you’ve deceived me, now here’s a surprise
I know that you have, cause there’s magic in my eyes
I can see for miles and miles and miles and miles and miles
Oh yeah
If you think that I don’t know about the little tricks you’ve played
And never see you when deliberately you put things in my way
Well, here’s a poke at you
You’re going to choke on it too
You’re going to lose that smile
Because all the while
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles and miles and miles and miles
Oh yeah
You took advantage of my trust in you when I was so far away
I saw you holding lots of other guys and now you’ve got the nerve to say
That you still want me
Well, that’s as may be
But you got to stand trial
Because all the while
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles and miles and miles and miles
Oh yeah
I know you’ve deceived me, now here’s a surprise
I know that you have, cause there’s magic in my eyes
I can see for miles and miles and miles and miles and miles
Oh yeah
The Eiffel Tower and the Taj Mahal are mine to see on clear days
You thought that I would need a crystal ball to see right through the haze
Well, here’s a poke at you
You’re going to choke on it too
You’re going to lose that smile
Because all the while
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles and miles and miles and miles
And miles and miles and miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
I can see for miles and miles
При анализе текстов были вычислено общее количество символов и предложений:
Общее количество символов: 3845, без пробелов 3055
Также мы проследили тенденцию встречающихся слов в песнях британских рок групп. Всего три текста составляют 768 знаков и 222 уникальных словоформ.
Здесь проследим тенденцию встречающихся слов в разных песнях. Никакие слова общими не являются.
Исходя из анализа, можно увидеть, что в двух песнях встречается слово «know». И какие слова встречаются больше всего в каждой песне. Например, в «The who» это слова miles and black. В «The Rolling stones» слова распространяются равномерно: painted, alright, black. У группы «the Beatles» встречаются слова grad and alright, будто они уверенны в будущем.
Также анализ текстов песен таких британских рок групп, как The Beatles, The Rolling Stones и The Who показал, что основной тематикой является борьба за права и равенство человека, идея свободы и борьбы за мир. Как известно, 1960-е годы 20 века характерны началом массовых правозащитных движений, что совпадает с текстами песен данных групп.
Ниже можно увидеть сколько слов задействовано в документе. В документе написаны 3 песни.
Американская рок музыка 2000-х годов. Для анализа были использованы такие композиции:
1) Linkin Park – In The End
It starts with one
One thing, I don’t know why
It doesn’t even matter how hard you try
Keep that in mind
I designed this rhyme to explain in due time
All I know
Time is a valuable thing
Watch it fly by as the pendulum swings
Watch it count down to the end of the day
The clock ticks life away
It’s so unreal
You didn’t look out below
Watch the time go right out the window
Tryin’ to hold on, didn’t even know
I wasted it all just to watch you go
I kept everything inside
And even though I tried, it all fell apart
What it meant to me will eventually be a memory
Of a time when I tried so hard
I tried so hard and got so far
But in the end, it doesn’t even matter
I had to fall to lose it all
But in the end, it doesn’t even matter
One thing, I don’t know why
It doesn’t even matter how hard you try
Keep that in mind, I designed this rhyme
To remind myself how I tried so hard
In spite of the way you were mockin’ me
Actin’ like I was part of your property
Remembering all the times you fought with me
I’m surprised it got so far
Things aren’t the way they were before
You wouldn’t even recognize me anymore
Not that you knew me back then
But it all comes back to me in the end
You kept everything inside
And even though I tried, it all fell apart
What it meant to me will eventually
Be a memory of a time when I tried so hard
I tried so hard and got so far
But in the end, it doesn’t even matter
I had to fall to lose it all
But in the end, it doesn’t even matter
I’ve put my trust in you
Pushed as far as I can go
For all this
There’s only one thing you should know
I’ve put my trust in you
Pushed as far as I can go
For all this
There’s only one thing you should know
I tried so hard and got so far
But in the end, it doesn’t even matter
I had to fall to lose it all
But in the end, it doesn’t even matter
2) My Chemical Romance – The End
Now, come one, come all to this tragic affair
Wipe off that makeup, what’s in is despair
So throw on the black dress, mix in with the lot
You might wake up and notice you’re someone you’re not
If you look in the mirror and don’t like what you see
You can find out, first hand, what it’s like to be me
So gather ’round, piggies, and kiss this goodbye
I’d encourage your smiles, I’ll expect you won’t cry
Another contusion, my funeral jag
Here’s my resignation, I’ll serve it in drag
You’ve got front row seats to the penitence ball
When I grow up, I want to be nothing at all!
I said yeah, yeah!
I said yeah, yeah! Come on, come on, come on, I said
(Save me!) Get me the hell out of here
(Save me!) Too young to die and, my dear
(You can’t!) If you can hear me, just
(Take me!) Walk away!
3) Nirvana – The Man Who Sold The World
We passed upon the stairs
We spoke of was and when
Although I wasn’t there
He said I was his friend
Which came as a surprise
I spoke into his eyes
I thought you died alone
A long long time ago
Oh no, not me
We never lost control
You’re face to face
With the man who sold the world
I laughed and shook his hand
And made my way back home
I searched for foreign land
For years and years I roamed
I gazed a gazeless stare
We walked a million hills
I must have died alone
A long, long time ago
Who knows? Not me
I never lost control
You’re face to face
With the man who sold the world
Who knows? Not me
We never lost control
You’re face to face
With the man who sold the world
При анализе текстов были вычислено общее количество символов и предложений: 3337 символов, без пробелов 2659.
Анализ трех текстов показал, что общее количество знаков равняется к 708, также выявлено 250 уникальной словоформы.
При анализе того же источника, можно увидеть, что больше слов поется у исполнителей «Linkin park» — 387 слов. На втором месте «My Chemical Romance» — 158 слов, и на третьем месте — «Nirvana» — 142 слова. Это означает, что в песне Linkin Park повторяются припевы несколько раз, в отличие от двух других текстов. Но при этом, больше всего соотношения у песни «The end».
Для обнаружения общих слов было создано облако слов, которое включает в себя по одному тексту композиции каждой группы.
Взглянем на тренды среди песен «In the end», «The end», «The man who sold the world». Повторяющимися словами являются «time» в песнях «The man who sold the world» и «In the end». А также встречаются словa «die», «look» в двух песнях, но это не показано на графике.
<!— Exported from Voyant Tools (voyant-tools.org). The iframe src attribute below uses a relative protocol to better function with both http and https sites, but if you’re embedding this into a local web page (file protocol) you should add an explicit protocol (https if you’re using voyant-tools.org, otherwise it depends on this server. Feel free to change the height and width values or other styling below: —>
Ниже показано сколько и в каких количествах встречаются разные слова в сравнении с тремя песнями.
В анализе того же источника, можно увидеть, что больше слов поется у исполнителей «Linkin park» — 387 слов. На втором месте «My Chemical Romance» — 158 слов, и на третьем месте — «Nirvana» — 142 слова. Это означает, что в песне Линкин Парка повторяются припевы несколько раз, в отличие от двух других текстов. Но при этом, больше всего соотношения у песни «The end».
<!— Exported from Voyant Tools (voyant-tools.org). The iframe src attribute below uses a relative protocol to better function with both http and https sites, but if you’re embedding this into a local web page (file protocol) you should add an explicit protocol (https if you’re using voyant-tools.org, otherwise it depends on this server. Feel free to change the height and width values or other styling below: —>
Взглянем на тренды среди песен «In the end», «The end», «The man who sold the world». Повторяющимися словами являются «time» в песнях «The man who sold the world» и «In the end». А также встречаются словa «die», «look» в двух песнях.
<!— Exported from Voyant Tools (voyant-tools.org). The iframe src attribute below uses a relative protocol to better function with both http and https sites, but if you’re embedding this into a local web page (file protocol) you should add an explicit protocol (https if you’re using voyant-tools.org, otherwise it depends on this server. Feel free to change the height and width values or other styling below: —>
Благодаря анализу американских альтернативных рок-групп 1990-2000-х годов, таких как Nirvana, Linkin Park, Mt Chemical Romance, можно увидеть, что основной темой текстов песен является крик души, депрессия, которая вырывается наружу. Чаще всего в песнях поется про смерть и одиночество. Больше всего слов: end, time, matter, face, tried. Человек пытается понять и найти причины для того, чтобы жить. Но чаще всего он запутывается и думает о времени и конце жизни.
Заключение
В результате анализа текстов американских и британских рок групп разных времен можно сделать вывод о том, что текст первого исследования соответствует ситуации в мире, которая была на момент написания. Второе исследование показывает, что чаще всего настроения в песнях были депрессивными. Человек призывал о помощи и хотел оказаться в центре внимания. Но все же, с каждым разом появляются новые направления в жанре рока. И в наши дни можно встретить тексты песен, которые настроены против государства, либо же просто не несущие никакой смысл. Если открыть сейчас все песни жанра рока, можно увидеть разный формат песен, соответствующий разным жизненным ситуациям.