Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №3: Карта

АВТОРЫ: Хисматуллова Кристина, Басова Полина

Цель: создать интерактивную карту с изображениями женских персонажей и описанием их прототипов, для изучения динамики выбора «происхождения» принцесс и изменения классических стандартов Дисней. Дополнительно, создать карту, отражающую места, которые стали образом при создании мультфильмов.

Для создания карт использовались такие инструменты как: 

  • StoryMap

StoryMap

Сервис позволяет: Визуально: ярко и последовательно рассказать историю, ведя пользователя по маршруту из географических точек.

Модельная личность — «Принцесса Дисней» является не только неким идеалом для подражания, но и сам типаж подвержен изменениям, под влиянием общественных процессов.

1920 г.- американские женщины получили право голосовать.

1930-е г. — о борьбе за права женщин позабыли из-за сложной экономической ситуации.

Начать стоит с самого раннего фильма, 1937 года «Белоснежка и семь гномов», в котором героиня покорно принимает судьбу и становится домработницей у семи гномов. Изменить эту судьбу под силу только принцу. Не отличается предприимчивостью и Золушка в 1950, пока в ее жизнь не вторгается сила извне. Традицию такого поведения продолжает Аврора в 1959 году, попадая под заклятие Малефисенты и мирно спит остаток фильма.

Основной специальностью в высших учебных заведениях США, на которую принимали женщин, до 1960-х было «Ведение домашнего хозяйства»

1960-е гг. — треть женского населения работала.

1963 г. — Конгресс запретил дифференциацию заработной платы по признаку пола на частных промышленных предприятиях.

1966 г. — создана Национальная организация женщин: выполнение незавершенных программ  правительства по обеспечению полного равенства мужчин и женщин в американском обществе.

Начиная с 1960-70-х — раздавались призывы не только к кардинальному пересмотру американских социально-политических институтов, обычаев и ценностей, но и к революционному изменению сознанию женщин и мужчин.

Последствия изменения в отношении к женщине и восприятие женщинами своего положения видны в фильмах «Русалочка» 1989 год, «Красавица и чудовище» 1991, «Алладин» 1992 г. Новая концепция демонстрирует то, что принцессы начинают мыслить шире, выходить за рамки привычного: Ариэль не повинуется наказам отца и покидает подводное царство, Бэлль жаждет приключений, не желает выходить замуж за местного красавца Гастона и может разглядеть у Чудовища нежную душу, способную любить, а Жасмин и вовсе влюбляется в обычного уличного вора. Однако, несмотря на существенное изменение в героинях данного периода: стремление увидеть мир, желание самим выбирать свою судьбу и суженного, идея фильма все также построена вокруг того, что принцесса обязательно должна найти своего принца.

Уже в мультфильмах 1995 «Покахонтас» и 1998 «Мулан» и вовсе слабо прослеживается «любовный интерес», а также принцессы не принадлежат к европеоидной группе, как большинство принцесс до этого. Примечательно то, что прототипами персонажей были реальные люди: Покахонтас — дочь вождя племени Поухатанов, Мулан — героиня китайской поэмы, написанной в VI в. Впервые студия отказывается от счастливого финала: Покахонтас и Джон смит расстаются, а Мулан и вовсе отправляется на войну, переодевшись мужчиной.

 

Тиана, 2009 год становится первой темнокожей принцессой, которая много работает, чтобы достичь свою мечту, а принц является причиной бед главной героини, что кардинально отличает сюжет от предыдущих историй. Рапунцель 2010 г. не такая беззащитная как кажется, оглушая мужчины, а после беря его в плен, обещает отпустить в обмен на услугу.

Появляется большее культурное разнообразие историй Дисней, отличной от истории европейской принцессы: Тиана, рассказывающую историю обычной девушки, строящий свою судьбу собственным трудом, Моана, спасающую свой народ от голода (отсутствует «любовный интерес»), даже в самом популярном фильме «Холодное сердце» у одной из героинь — Эльзы также нет «любовного интереса», Мирабель из фильма «Энканто», рассказывающий историю латиноамериканской семьи, а также ее сёстры Изабелла и Луиза также не имеют в сюжете «любовного интереса. Что отображает большее разнообразие и тренд на усиления инклюзивности, так большее количество аудитории может ассоциировать себя с персонажами.

Показательно переосмысление Диснеем образа классической сказки о спящей красавице. По альтернативной версии, король оказывается негативным персонажем, а принц не способен на любовь, способную разбудить спящую красавицу, а вот сила любви Малефисенты — способна, при этом не раз спасала её жизнь.

Вывод: Данные карты наглядно показывают изменение выбора историй с географической и связанной с этим культурной составляющей. Стандарты диснеевской эпохи стали меняться спустя долгое время и совсем понемногу. Главный женский образ первых фильмов изображает девушек в беде, ожидающих помощи со стороны. Постепенно, что связано с происходящими событиями в американском обществе: изменением социальной, политической и других ролей женщины, происходит расширение лингвокультурных типажей. Появляются представительницы самых разных культур, разнообразие которых отражает культурное изменение общества, и в частности, реальное положение женщин в США с 1937 года по наше время. Борьба за равноправие явилась причиной того, почему положение женщины 1950-х кардинально отличается от ее положения 1990-х и последующих изменений в 2000-х, что как «лакмусовые бумажки» отражают принцессы.

Источники:

  1. Валяйбоб, А. В. Эволюция лингвокультурного типажа «Прицесса Диснея» / А. В. Валяйбоб. — Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2017. — № 4. — С. 90-93.